Подписан цифровой подписью: Бекетова Марина Ивановна Бекетова Марина Ивановна Основание: Я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Дата: 2023.06.19 12:42:23+03'00' ПОЛОЖЕНИЕ об организации внутренней системе оценки качества образования в МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район (далее - МБДОУ): Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) разработана в целях непрерывного системного анализа, выявления динамики и эффективности деятельности МБДОУ. Концептуальная основа проведения ВСОКО строится на федеральных механизмах мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации: методологическая основа Концепции Мониторинга качества дошкольного образования (далее – МКДО) Российской Федерации региональную систему мониторинга оценки качества дошкольного образования (далее – РСМОК ДО) которые через систему предлагаемых показателей качества операционализируют требования закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), профессионального стандарта педагога. ВСОКО объединяет требования разных действующих нормативных документов, представляет четкие ориентиры для развития всей системы дошкольного образования. ВСОКО ориентирована на выявление: - степени соответствия ООП ДО нормативным требованиям ФГОС ДО, при сохранении вариативности многообразия реализуемых образовательных программ; - степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности действующим нормативным документам; - степени удовлетворенности семьи сотрудничеством и партнерством с ДОО; 2 - степень обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в ДОО; - степени совершенствования управления качеством дошкольного образования. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; - Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведении самообследования в образовательной организации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; - Приказом Минпросвещения России от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ министерства образования, науки и молодежной политики №658 от 24.03.2022г. «Об утверждении положения о региональной системе мониторинга оценки качества дошкольного образования в Краснодарском крае» В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения государственных гарантий на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования. 3 Качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организации питания в МБДОУ; реализация мер по обеспечению воспитанников в ходе организации образовательного процесса. Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Внутренняя система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых в МБДОУ. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. ВСОКО содержит показатели оценки механизмов управления качеством дошкольного образования на уровне образовательной организации. Качество условий дошкольного образования обеспечивается не только качеством образования, но и качеством присмотра и ухода за ребенком с целью обеспечения его безопасности, здоровья и повседневного ухода. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: - анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности; - педагогический мониторинг; - социологическое анкетирование (участников образовательных отношений); - аналитические отчеты педагогов МБДОУ (об итогах реализации ООП ДО, созданных условиях для качественной реализации ОП ДО); - наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий, организуемых педагогами МБДОУ. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Целью ВСОКО является постоянное совершенствование качества дошкольного образования внутри ДОУ, удовлетворяющего требованиям 4 нормативных правовых актов Российской Федерации и отвечающего потребностям всех участников образовательных отношений. Достижение цели обеспечивается через решение следующих задач: Задача 1. Обеспечить качество образовательных программ ДОУ; Задача 2. Совершенствовать качество содержания образовательной деятельности в ДОУ; Задача 3. Создать образовательные условия, позволяющие каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов. Задача 4. Выявить и обеспечить удовлетворенность семьи, как участника образовательных отношений, качеством образования. Задача 5. Обеспечить качество услуг по присмотру и уходу воспитанниками. Задача 6. Усилить результативность функционирования образовательной организации за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений. 3. ПРИНЦИПЫ ВСОКО - принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для участников образовательных отношений; - принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в МБДОУ; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами. 5 4. КРИТЕРИИ ВСОКО Система критериев и параметров ВСОК ДО Критерий 1. Качество образовательных программ дошкольного образования Критерий 2. Повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОО Критерий 3. Качество образовательных условий в ДОО Критерий 4. Качество взаимодействия с семьей Критерий 5. Качество обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу Критерий 6. Качество управления в ДОО Параметр 1.1 соответствие структуры ООП ДО требований ФГОС ДО Параметр 1.2 соответствие содержания целевого раздела ООП ДО требований ФГОС ДО Параметр 1.3 соответствие содержания содержательного раздела ООП ДО требований ФГОС ДО Параметр 1.4 соответствие содержания организационного раздела ООП ДО требований ФГОС ДО Параметр 1.5 соответствие содержания дополнительного раздела ООП ДО (презентации) требованиям ФГОС ДО Параметр 2.1 Познавательное развитие Параметр 2.2 Речевое развитие Параметр 2.3 Социально-коммуникативное развитие Параметр 2.4 Физическое развитие Параметр 2.5 Художественно-эстетическое развитие Параметр 3.1 Кадровые условия Параметр 3.2 Развивающая предметнопространственная среда Параметр 3.3 Психолого-педагогические условия Параметр 4.1 Информированность о деятельности ДОО Параметр 4.2 Вовлеченность в образовательный процесс Параметр 4.3 Удовлетворенность качеством предоставляемых ДОО услуг Параметр 5.1 Сохранение здоровья детей Параметр 5.2 Обеспечение безопасности Параметр 5.3 Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу Параметр 6.1 Управление организационными процессами Параметр 6.2 Внутренняя система оценки качества Параметр 6.3 Программа развития ДОО 6 Критерий 1. Качество образовательной программы дошкольного образования ДОУ Оценивается уровень качества образовательной программы и её методическое обеспечение, содержание которого позволяет педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и без излишней нагрузки для воспитанников. Сохранение баланса программы между интеллектуально и социально-ориентированными занятиями. Это обеспечивает качество педагогического сопровождения. Качество образовательных программ ДОУ определяется по их соответствию требованиям и рекомендациям II раздела ФГОС ДО: соответствие структуры, качество цели, условий, содержания деятельности. Критерий 2. Качество содержания образовательной деятельности в ДОУ Совершенствование работы по повышению качества реализации содержания образовательной деятельности обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной деятельности регламентируется пятью образовательными областями, имеющим свои задачи, целевые ориентиры. Критерий 3. Качество образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психологопедагогические условия). Для оценки качества третьего параметра: психолого-педагогических условий, выделены показатели, связанные с общением педагога с детьми, с условиями поддержки детской инициативы, формирования чувства самоуважения, принятия себя. В целом, оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в группе с целью сохранения его психического здоровья и формирования положительной самооценки. Критерий 4. Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье). Характерной тенденцией современного периода в развитии дошкольного образования является стремление к открытости, которая предполагает участие семьи в жизни ДОО (п. 3.1, п. 5, 6 ФГОС ДО). Проводится через анкетирование родителей. Анкета состоит из трех частей: «Информированность о деятельности ДОО», «Вовлеченность родителей в образовательный процесс», «Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОО услуг», но носит целостный характер. Родителям анкета предоставляется целиком, без деления на разделы. Анкета анонимная. Старший воспитатель по завершению анкетирования анализирует полученные результаты 7 Критерий 5. Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу. ВСОКО включает в свои задачи оценку качества услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, поскольку дошкольное образование – это, с одной стороны, важнейший уровень общего образования, с другой стороны – комплекс услуг, которые реализуются в течение всего времени пребывания ребенка в организации. Это позволяет создать более полную картину комплексной оценки качества деятельности ДОО. Критерий 6. Качество управления в дошкольных образовательных организациях. Качество управления ДОУ понимается как высокое качество управленческой деятельности руководителя, владение специальными приемами и способами влияния на условия развития организации. 5. МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Проведение ВСОКО предусматривает сбор информации по каждому из заявленных показателей. Оценка условий проводится в конце учебного года (до 15 августа). Сроки проведения ВСОКО закрепляются приказом о проведении внутренней оценки качества образования в ДОУ. ВСОКО представляет собой самоанализ педагогами ДОУ по предложенным критериям, параметрам и показателям собственной деятельности. Таким образом, первоначальный и всесторонний анализ собственной работы проводят сами сотрудники Учреждения. В самоанализе принимают участие руководящие и педагогические работники ДОУ, родители (законные представители). Результаты самоанализа не подвергаются какоголибо огласке. Самоанализ проводится не реже одного раза в год. С помощью самоанализа сотрудники и администрация выявляют сильные и слабые стороны в своей работе, что позволяет обратить свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения. Самоанализ позволяет изменить профессиональную позицию, повысить компетентность каждого сотрудника, делая его активным участником совершенствования работы дошкольной организации. Самоанализ позволяет реализовать грамотный подход к построению стратегии развития ДОО, корректировать блоки программы развития ДОО, обоснованно принимать управленческие решения по результатам проведенного анализа. Самоанализ производится путем сопоставления реальной картины с утвержденными в оценочных картах показателями, по итогам сопоставления фиксируется достигнутый уровень по каждому показателю. Далее производится расчет среднего арифметического балла по каждому параметру каждого критерия. При получении дробного числа используется правило 8 округления до десятых долей (пример расчета по первому критерию представлен в схеме 1). Схема 1 9 По итогам ВСОКО составляется профиль качества ДОО, проводится обсуждение результатов оценки в коллективе, составляются точечные корректировки Программы развития по повышению уровня качества дошкольного образования. 6. МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВСОКО проводится по приказу заведующего. ВСОКО осуществляется по 6 критерием. Каждый критерий имеет ряд параметров, который, в свою очередь, раскрывается через систему показателей. Заявленные показатели в оценочных картах (приложение 1 к положению) оцениваются по следующим уровням: Уровень Показатель не подтверждается Показатель скорее подтверждается Показатель подтверждается Показатель подтверждается с превосходством Количество баллов 1 балл Корреляция с уровнем качества Критический уровень качества 2 балла Уровень качества стремящийся к базовому Базовый уровень качества 3 балла 4 балла Качество, превышающее базовый уровень Первый уровень «Показатель не подтверждается» (оценивается в 1 балл). Свидетельствует о критическом уровне, когда деятельность требует серьезной работы по ее совершенствованию, поскольку регистрируемый уровень качества сопровождается значительными недочетами / нарушениями нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования. Второй уровень«Показатель скорее подтверждается»(оценивается в 2 балла). Этот уровень свидетельствует о том, что практически полностью выполняются требования нормативных правовых актов в сфере дошкольного образования, но базовый уровень качества не достигается из-за 1–3 недочетов /нарушений. Третий уровень «Показатель подтверждается»(оценивается в 3 балла).На данном уровне качества обеспечивается полное выполнение требований ФГОС ДО и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольного образования. Четвертый уровень «Показатель подтверждается с превосходством»(оценивается в 4 балла). Данный уровень фиксируется при превышении базового уровня качества и предоставлении детям лучших возможностей для образования. Данный уровень указывает на создание обогащенной образовательной среды, выстроенной с учетом потребностей, 10 возможностей, разносторонних индивидуальных способностей, интересов и инициативы воспитанников, их семей, а также сотрудников во взаимосвязи с социокультурным контекстом образовательной деятельности. 7. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ Наличие анализа результатов оценки качества подразумевает описание статистических фактов и факторов, определяющих такие результаты. По результатам внутренней системы оценки качества дошкольного образования составляются следующие документы: 1) профиль качества ДОО; 2) аналитическая справка по выявленным дефицитами успешными практиками; Составление профиля качества ДОУ осуществляется через расчет среднего арифметического значения. 8. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ По итогам ВСОКО руководителем ДОУ принимаются управленческие решения, содержащие в том числе сведения о сроках реализации и ответственных/участниках. 9. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТЫХ МЕР И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Анализ эффективности принятых мер должен включать описание тех мер, мероприятий и управленческих решений, которые проводились и были приняты, сведения о сроках проведения анализа эффективности мер/мероприятий и выводы по каждому из них. Итогом проведения такого анализа для руководителя Учреждения является определение проблемы, которая ложится в основу для разработки и корректировки Программы развития МБДОУ, основной образовательной программы дошкольного образования, годового плана МБДОУ. Приложение к положению «Об организации внутренней системе оценки качества образования МБДОУ ДС № 42» ОЦЕНОЧНЫЕ КАРТЫ ВСОКО КРИТЕРИЙ 1. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Показатели Уровни Показатель скорее не подтверждается - 1 Показатель скорее подтверждается -2 Показатель подтверждается - 3 Показатель подтверждается с превосходством - 4 ПАРАМЕТР 1.1 СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ ООП ДО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО Наличие в ООП ДО обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Объем обязательной части составляет не менее 60% от общего объема ООП ДО Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема ООП ДО Наличие в ООП ДО трех основных разделов: целевого, содержательного, организационного Родительское мнение анализируется и учитывается при разработке/совершенствовании ООП ДО (участвуют в общественном обсуждении проектов ООП ДО) Всего показателей по параметру: 5 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 1.2 СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА ООП ДО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО Наличие пояснительной записки, содержащей цели и задачи ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП ДО, значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Наличие планируемых результатов освоения ООП ДО (конкретизированные целевые ориентиры для обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом возрастных и индивидуальных 12 различий детей) Всего показателей по параметру: 2 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 1.3 СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ООП ДОТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО Наличие описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Наличие описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО Наличие описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Наличие описания особенностей разных видов деятельности и культурных практик Наличие описания способов и направлений поддержки детской инициативы Наличие описания особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Всего показателей по параметру: 6 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 1.4 СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗДЕЛА ООП ДО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО Наличие описания материально-технического обеспечения ООП ДО Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Описание распорядка дня (режим дня), продолжительность пребывания детей в ДОО, предельная наполняемость групп, виды групп (возможно упоминание в целевом разделе ООП ДО) Описание особенностей организации традиционных событий, праздников, мероприятий Описание особенностей построения развивающей предметно-пространственной среды (РППС) Всего показателей по параметру: 5 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 1.5 СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ООП ДО (ПРЕЗЕНТАЦИИ) ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО Указаны возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, описана характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Характер изложения материала доступен для родителей Всего показателей по параметру: 2 Среднее арифметическое значение по параметру: КРИТЕРИЙ 2. КАЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО Показатели Уровни Показатель скорее не подтверждается - 1 Показатель скорее подтверждается -2 13 Показатель подтверждается - 3 Показатель подтверждается с превосходством - 4 ПАРАМЕТР 2.1 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 2.1.1 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ Созданы условия для ознакомления детей с окружающим социальным и предметным миром (наблюдения, экскурсии, просмотр видео- и фото материалов, наличие альбомов, иллюстраций) Созданы условия для развития представлений детей о физических свойствах окружающего мира (живой и неживой природе); ознакомления с различными свойствами веществ в экспериментальной деятельности Созданы условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей в естественнонаучном познании (организуют проблемные ситуации, совместные проекты, познавательные игры и др.) 2.1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В группе созданы условия для развития сенсорных эталонов (для групп раннего и младшего возраста); для формирования элементарных математических представлений Включают математические действия в разные виды детской деятельности (на занятиях, прогулке, при выполнении различных режимных моментов, в свободной игре детей) Педагоги поддерживают самостоятельность, познавательную активность детей (детское экспериментирование, решение и составление простых математических задач, загадок, придумывание историй с математическим содержанием и пр.) Педагоги развивают у детей представление о мерке как способе измерения количества, длины, ширины, высоты, объема, веса (используют в качестве мерки различные предметы и емкости – веревочки, палочки, полоски бумаги, чашечки, формочки и пр.) Созданы условия для развития у детей элементарных геометрических представлений (знакомят с основными геометрическими фигурами и формами, учат их называть, различать, изображать) Педагоги развивают пространственные представления детей: обращают внимание на расположение предметов («верхниз», «над-под», «рядом», «справа», «слева» и др.); ориентироваться в (по словесной инструкции, плану, схемам и пр.) Созданы условия для развития у детей временных представлений Созданы условия для развития логического мышления детей (игры, картотека и пр.) 2.1.3 РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Созданы условия для ознакомления детей с многообразием архитектурных форм и построек (рассматривают иллюстрированные альбомы, открытки, слайды с изображением зданий, площадей, мостов, фонтанов, обращают внимание детей на архитектурные элементы – арки, колонны, фронтоны и т.п.) Созданы условия для ознакомления детей с возможностями технического конструирования (рассматривают изображения и модели машин, самолетов, кораблей, космических ракет и пр., обращают внимание на детали различных конструкций – колеса, капот, крылья, мачта и др.) Поддерживают интерес детей к экспериментированию и самостоятельной конструктивной деятельности (создавать постройки из кубиков, песка, строительных, модульных конструкторов и т.п.) 14 Созданы условия для развития навыков конструирования (картинки, схемы, чертежи, модели и пр.) Педагоги предоставляют детям возможность выбора различных материалов для конструирования (в том числе природного и бросового) Педагоги стимулируют детей к созданию конструкций для использования их в сюжетных играх Всего показателей по параметру: 17 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 2.2 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Педагоги: Поощряют любые обращения детей к взрослому (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно относятся к его высказываниям, суждениям, фантазиям, помогают выражать словами свои чувства и переживания) Проявляют инициативу в речевом общении с детьми (задают вопросы, побуждают к диалогу, беседуя на разные темы, делятся своими впечатлениями, чувствами, рассказывают о себе) Поощряют речевое общение детей между собой (привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждают отвечать на них, поддерживать беседу и т.п.) Способствуют расширению словарного запаса (включают новые слова в беседы, игру, предметную деятельность и пр.) Развивают образную сторону речи (побуждают пользоваться эпитетами, сравнениями, метафорами, знакомят со словами, имеющими одинаковое и противоположное значение и пр.) Развивают интерес к различным жанрам литературного творчества (читают сказки, рассказы, стихи, знакомят с фольклорными произведениями; смотрят и слушают аудио- и видео-записи; побуждают детей рассказывать стихи, сказки наизусть) Побуждают детей к словотворчеству (напр., младший возраст – придумать название сказки, имя герою; средний, старший - предлагают сочинять сказки, стишки, загадки, изменять и придумывать слова и т.п.; поддерживают инициативу детей в словотворчестве) Педагоги создают условия для развития речевого мышления детей (предлагают проговаривать вслух собственные умозаключения: «Почему ты так думаешь?», «Объясни, что ты имел ввиду» и пр.) Обсуждают вместе с детьми последовательность событий, изображенных на картинке, причины и следствия поступков персонажей сказок, основной смысл пословиц и т.п. Организуют игры и занятия, направленные на речевое обобщение детьми предметов и явлений, на экспериментирование со словами, звуками, предлагают отгадывать и загадывать загадки и пр. Вместе с детьми обсуждают план совместной деятельности: что и когда будут делать, последовательность действий, распределение действий между участниками и т.п. Поощряют самостоятельное планирование детьми своей деятельности (спрашивают, что ребенок собирается построить или нарисовать; предлагают объяснить или рассказать другому ребенку, как можно сделать что-либо; побуждают детей договариваться о распределении ролей и последовательности событий в игре и т.п.). Пробуждают у детей интерес к письменной речи (организуют игры, в ходе которых дети изготавливают книжкисамоделки, «пишут» письма, рецепты и пр.; предлагают детям рассматривать книги, журналы, альбомы и т.п.). Знакомят с буквами, со звуковым составом слова * * начиная со средней группы 15 Развивают мелкую моторику руки Всего показателей по параметру: 15 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 2.3 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Проявляют уважение к личности каждого ребенка (обращаются вежливо, по имени, интересуются мнением ребенка, считаются с его точкой зрения, не допускают действий и высказываний, унижающих его достоинство и т.п.) Взрослые способствуют развитию у детей представлений о своих возможностях и способностях (стремятся выделить и подчеркнуть его достоинства, отмечают успехи ребенка в разных видах деятельности, обращают на них внимание других детей и взрослых) Педагоги способствуют развитию у детей уверенности в своих силах Успехи ребенка не сравниваются с достижениями других детей; достижения ребенка сравниваются лишь сего собственными Сотрудники создают условия для положительного отношения детей к другим людям, поддерживают у детей стремление помогать другим людям, организуют групповое взаимодействие Сотрудники создают условия для развития у детей инициативности, самостоятельности, ответственности за общее дело, данное слово и т.п. Поощряют самостоятельность детей в разных видах деятельности; стимулируют организацию игровой деятельности Взрослые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и создают условия для участия детей в труде взрослых Приучают к бережному отношению к вещам, в которые вложен труд человека (одежде, еде, предметам домашнего обихода, игрушкам, книгам, поделкам сверстников и др.) Развивают у детей представления о своей принадлежности к определенному сообществу людей (гражданин своей страны, житель своего города, села, деревни, член семьи и детского коллектива) Педагоги создают условия для формирования у детей навыков безопасного поведения, учат, как себя вести в экстремальных ситуациях (если ребенок потерялся, при пожаре, несчастном случае и др.), знакомят с телефоном соответствующих служб (112) Педагоги приобщают детей к нравственным ценностям. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле (вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др.) Сотрудники детского сада способствуют усвоению этических норм и правил поведения Всего показателей по параметру: 13 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 2.4 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 16 Педагоги способствуют формированию представлений о пользе, целесообразности физической активности (рассказывают о необходимости утренней зарядки, занятий спортом, о значении физических упражнений для развития мышц и т.п.) Педагоги уделяют внимание развитию у детей первоначальных представлений о строении тела и функциях своего организма (дыхании, питании, кровообращении и пр.) Педагоги помогают детям осознать необходимость бережного отношения к своему организму (о значении гигиенических процедур, соблюдения режима дня и правильного питания, о возможных последствиях переохлаждения, длительного пребывания на солнце, последствий вредных привычек и т.п.) Педагоги побуждают детей в течение дня к разнообразным видам двигательной активности и физическим упражнениям для развития различных групп мышц (ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения со спортивным инвентарем и т.п.) Педагоги используют разнообразные формы организации двигательной активности детей (проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники и Дни здоровья; организуют спортивные секции, клубы; проводят обучение детей плаванию и т.п.) Педагоги осуществляют индивидуальный подход на основе состояния здоровья детей, темпов физического развития, функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями Педагоги при необходимости корректируют движения и осанку ребенка, используя поощрения и игровые приемы в течение дня Педагоги варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка (используют разные исходные положения – сидя, стоя, лежа и т.п., включают физические упражнения в различных вариантах и сочетаниях) Педагоги при необходимости корректируют движения и осанку ребенка, используя поощрения и игровые приемы Педагоги поощряют импровизацию детей в ходе подвижных игр (привнесение новых двигательных элементов, изменение правил), придумывание новых подвижных игр, включение детьми двигательных элементов в сюжетноролевые игры. Педагоги выделяют время для свободной двигательной активности детей (на физкультурных занятиях, на прогулке, в свободное время в групповом помещении и т.п.). Всего показателей по параметру: 11 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 2.5 ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 2.5.1 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Педагоги создают условия для приобщения детей к мировой и национальной музыкальной культуре, стремятся вызвать интерес детей к произведениям классической, народной музыке (организуют прослушивание музыкальных произведений, беседуют об их содержании, композиторах; знакомят с фольклором и т.п.) Развивают у детей представления о различных видах музыкального искусства (опера, балет и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальс, марш, колыбельная и пр.) 17 Знакомят детей с различными выразительными средствами в музыке (лад, мелодия, тембр, темп, сила, высота, длительность звука и пр.) Развивают у детей музыкальный слух: звуковысотный, ритмический, тембровый и т.д. Способствуют развитию у детей певческих способностей Знакомят детей с различными, в том числе классическими и народными музыкальными инструментами (рассказывают о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомят с их внешним видом и звучанием; учат узнавать и выделять звучание отдельных инструментов и т.п.). Предоставляют детям возможность играть на музыкальных инструментах (металлофон, бубен, погремушки и пр.) Стремятся развивать у детей умение ритмично и пластично двигаться и танцевать в соответствии с характером музыки Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и самовыражения (выбор роли, сюжетов, музыкальных инструментов и пр.) Поощряют импровизацию детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр. (побуждают детей передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.) Поддерживают индивидуальные интересы детей (предоставляют право выбора видов деятельности: пение, танец и пр.; организуют индивидуальные занятия) Поощряют исполнительское творчество детей в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) Создают условия для развития музыкального творчества детей на основе синтеза искусств, используя сочетание разных видов деятельности - музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.п. Педагоги организуют совместную музыкальную деятельность детей и взрослых (создают детский/детско-взрослый хор, оркестр, танцевальный ансамбль; проводят совместные праздники с участием детей, родителей и сотрудников) В ДОО создана музыкальная среда, способствующая эстетическому развитию и эмоциональному благополучию детей При организации режимных моментов используется соответствующее музыкальное сопровождение (при проведении зарядки бодрая музыка, колыбельная перед сном, веселая музыка на прогулке, в группах и пр.) 2.5.2 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Педагоги стремятся вызвать у детей интерес к произведениям изобразительного искусства разных видов и жанров, народного и декоративно-прикладного творчества (знакомят с произведениями живописи, скульптуры, графики и пр.: организуют экскурсии в музеи, на выставки; устраивают экспозиции произведений художников; рассматривают вместе с детьми репродукции произведений классического изобразительного искусства, образцы народно-прикладного творчества; рассказывают о живописи и художниках, демонстрируют фильмы и т.п.) Обращают внимание детей на средства выразительности, присущее разным видам изобразительного искусства Педагоги создают условия для развития у детей художественных способностей в разных видах изобразительной деятельности обеспечивают выбор детьми материалов для изобразительной деятельности по своему замыслу (краски, 18 фломастеры, карандаши, сангина; листы бумаги разных размеров и фактуры; пластилин, глина, тесто, природный и бросовый материал и пр.) Знакомят детей с выразительными средствами воплощения художественного замысла (композицией, формой, цветом и пр.) Помогают детям овладевать различными приемами и техниками рисования (кляксография, граттаж, примакивание, штриховка и пр.) Предоставляют детям право свободного выбора сюжета, изобразительных средств и материалов Поддерживают инициативу, творческое воображение, фантазию детей в разных видах изобразительной деятельности Поощряют самостоятельное экспериментирование детей с цветом (смешивание цветов, получение разнообразных оттенков и др.), формой (преобразование, дополнение изображения, составление изображения из элементов разной формы и пр.) В организации изобразительной деятельности детей педагоги реализуют индивидуальный подход Стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к предлагаемой педагогом теме занятия (используют игровые приемы, сказочные сюжеты, обсуждают с возможные варианты изображения и пр.) Способствуют овладению детьми разными видами аппликации Помогают детям овладевать различными приемами лепки Побуждают детей создавать и видоизменять объемные формы, многофигурные композиции Способствуют овладению детьми навыками художественного труда (техникой оригами, папье-маше и др.) в изготовлении игрушек, панно из природного и бросового материала и пр. Предоставляют ребенку возможность рисовать (лепить, делать аппликацию) в свободное от занятий время Побуждают детей лепить, рисовать и т.д. по мотивам сказок, народного и декоративно-прикладного искусства (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов) Педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в изобразительной деятельности С уважением относятся к продуктам детского творчества (собирают их, экспонируют, предоставляют ребенку право решать, взять рисунок или поделку домой, отдать на выставку, подарить кому-либо и т.п.) При организации занятий педагоги сочетают индивидуальные и коллективные виды изобразительной деятельности детей Предоставляют ребенку право выбора рисовать (лепить, делать аппликацию) по собственному замыслу, либо участвовать в реализации коллективного замысла В коллективных формах изобразительной деятельности создают условия для самореализации каждого ребенка (совместно с детьми создают и обсуждают замысел, подбирают и изготавливают необходимые элементы, распределяют задачи и т.п.). 2.5.3 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ 19 Способствуют развитию у детей интереса к театральному искусству (организуют посещение театра, просмотр и прослушивание телевизионных и радио-спектаклей, аудио- и видеозаписей, показывают слайды, диафильмы и пр.) Знакомят детей с театральными жанрами (драматическим, музыкальном, кукольным театрами - би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др. - цирком, и т.п.) Педагоги предоставляют детям возможность познакомиться с устройством театра (сцена, занавес, зрительный зал, гримерная и пр.) Предоставляют детям возможность участвовать в различных спектаклях, постановках Педагоги реализуют индивидуальный подход в организации театрализации для детей (стремятся привлечь каждого ребенка к участию в спектаклях или других выступлениях, предлагают главные роли застенчивым детям, вовлекают в спектакли детей с речевыми трудностями и пр.) Способствуют развитию у детей исполнительских способностей в передаче выразительными средствами драматизации (интонация, мимика, движения, жесты и пр.) характер, настроение персонажей, их переживания, эмоциональные состояния Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и самовыражения (в том числе сюжетов, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.) Побуждают детей придумывать новые сюжеты, театральные постановки, подбирать к ним атрибуты и костюмы Помогают детям согласовывать свои ролевые действия с действиями партнеров (не перебивать, не заслонять партнера, подыгрывать партеру в соответствии с сюжетом спектакля) Развивают у детей способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками Педагоги создают условия для совместной театрализации деятельности детей и взрослых (ставят спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организуют выступления детей старших групп перед малышами и пр.) Педагоги создают условия для взаимосвязи театрализации и других видов деятельности в педагогическом процессе (используют игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливают атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.) Всего показателей по параметру: 49 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 2.6 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Предусмотрена воспитательная работа по формированию базовых ценностей во всех формах образовательной деятельности по пяти образовательным областям согласно ФГОС ДО, в различных видах деятельности в режиме дня (текущее планирование, календарный план воспитательной работы) Предусмотрено формирование воспитывающей среды, которая раскрывает ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы (правила группы, организация дежурства, макеты кубанских хат, музеи, библиотеки, ремесленные мастерские, карта малой родины, игровые зоны по темам семьи, дружбы, взаимопомощи и др., выстраивание правильного режима дня, опытно-исследовательские центры, иллюстрации по этикету вежливости и 20 безопасному поведению, культуре выражения эмоций, видеоматериалы , картинные галереи, театральные кулиски и пр.) Предусмотрен кодекс профессиональной этики и поведения педагогов ДОО В группе и пространстве ДОО наблюдаются признаки регулярнойвоспитательной работы. (напр., регулярно проводятся различныевоспитательные проекты, детско-родительские оздоровительныеклубы, театральные постановки, туристические походы и экскурсии и пр.). Проектируются реализация воспитательных событий и культурных практик (напр., «Час доброты», «5-минутка здоровья» и пр.) Традиции и ритуалы ДОО, определяемые укладом ДОО, отражают ценности воспитания и разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО) Всего показателей по параметру: 5 Среднее арифметическое значение по параметру: КРИТЕРИЙ 3. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУСЛОВИЙ В ДОО Показатели ПАРАМЕТР 3.1 КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ Все педагогические работники имеют образование, дающее право на ведение педагогической деятельности в ДОО Отсутствуют зафиксированные жалобы на педагогический состав (за последние три года) Все педагогические работники своевременно проходят процедуру аттестации Педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационную категорию, в ДОО более 60 % В ДОО функционирует система внутреннего повышения квалификации педагогов и профессионального развития педагогов (напр. «Экран мастерства», конкурсное движение и пр.) Повышение квалификации педагогическими работниками осуществляется не реже одного раза в три года и предусматривает текущее планирование повышения профессиональной квалификации педагогов с учетом результатов оценки качества педагогической работы (по выявленным дефицитам проф. компетентностей). Уровни Показатель скорее не подтверждается - 1 Показатель скорее подтверждается -2 Показатель подтверждается - 3 Показатель подтверждается с превосходством - 4 21 Организована диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников (напр., анкеты для педагогов, система собеседований). Полученные в результате диагностики данные влияют на дальнейшее планирование методической деятельности. Педагоги информируются о новых технологиях и методах педагогической /психологической работы, и им предоставляется возможность пройти обучения для их освоения. Предусмотрена возможность стимулирования участия педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций и сообществ Свободных вакансий в ДОО имеется не более 10 % Персонал демонстрирует взаимное уважение между собой (ждет, когда собеседник доскажет свой вопрос, перед тем как начать отвечать на него, не говорит на повышенных тонах) Персонал с удовольствием сотрудничает друг с другом, оказывая необходимую помощь (не выходя за рамки трудовых обязанностей) Персоналу предоставляется определенная свобода выбора в вопросах, связанных с осуществлением профессиональной деятельности (учет личных пожеланий, наличие небольших необходимых перерывов в работе) Для персонала предусмотрены необходимые условия труда: мебель, профессиональные инструменты Поведение персонала естественное, не фальшивое Внешний вид персонала аккуратный, соответствующий трудовым функциям Атмосфера в коллективе дружелюбная Предусмотрены условия для профессионального развития педагогов (доступ к скоростному интернету, принтер, сканер). Педагоги активно участвуют в обмене опытом между разными ОО (на муниципальном, региональном и федеральном уровнях). Наличие локальных актов о принятии мер и организации мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогических работников ДОО (документ должен содержать сведения о принимаемых мерах/проведенных мероприятиях, сведения о сроках реализации мер/мероприятий, об ответственных и об участниках) Всего показателей по параметру: 20 Среднее арифметическое значение по параметру: 22 ПАРАМЕТР 3.2 РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА (РППС) Показатели Уровни Показатель скорее не подтверждается - 1 Показатель скорее подтверждается -2 Показатель подтверждается - 3 Показатель подтверждается с превосходством - 4 Пространство группового помещения зонировано, т.е. отгорожено друг от друга элементами мебели или мобильными элементами среды, для одновременной реализации разных видов деятельности (не менее 5 выделенных центров активности по видам деятельности) Детям раннего/дошкольного возраста в центрах активности доступен широкий круг разнообразного оборудования, инструментария, материалов и пр. для реализации своих замыслов в разной деятельности (п. 2.7 ФГОС ДО) Педагог не препятствует свободному выбору детьми материалов, деятельности, участников совместной деятельности. Детям предоставлена возможность осуществления непрерывной самостоятельной (и/или обогащенной взрослым, как партнером) деятельности в группе не менее одного часа в день Для осуществления образовательной деятельности используются ресурсы всего группового помещения, включая спальни и коридоры РППС доступна, то есть все полки открыты (без дверец), стеллажи для игрушек невысокие (в соответствии с ростом детей группы) В детской мебели не хранятся методические материалы педагогов Детям разрешается самостоятельно трансформировать пространство для своего замысла Используются разнообразные полифункциональные предметы и природные материалы (напр., строительные блоки могут каждый раз превращаться в разные предметы) Организация пространства не вызывает ощущения ее перенасыщения, загромождения и эстетического диссонанса Предусмотрено создание и оснащение пространства для уединения детей в течение дня Предусмотрено создание и оснащение пространства для отдыха детей в течение дня. В наличии и функциональны предметы для моделирования пространства детьми (ширмы, модули, тележки и т.д.) Продукты детской деятельности систематически включаются в РППС детского сада (игры своими руками, атрибуты к играм, конструированию, раздаточный материал и пр.) Все продукты детской деятельности оригинальны, сделаны не по единому образцу педагога В РППС присутствуют элементы декора, сделанные руками детей Детские работы подписаны именами детей (по возможности и желанию – лично детьми) В РППС присутствуют элементы «говорящей среды»: опросники, азбуки темы, визуальная поддержка и пр. 23 Оформление пространства отражает интересы детей в настоящий момент (напр., реализуемые в настоящий момент темы, детские проекты, идеи), при активном участии воспитанников В РППС группы соблюдаются требования действующих санитарных правил, норм, гигиенических требований. Наличие локальных актов о принятии мер и организации мероприятий, направленных на совершенствование РППС (документ должен содержать сведения о принимаемых мерах/проведенных мероприятиях, сведения о сроках реализации мер/мероприятий, об ответственных и об участниках) Всего показателей по параметру: 21 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 3.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Показатели Педагог внимателен к просьбам и пожеланиям детей, не оставляет их без внимания, выполняет данные обещания Педагог демонстрирует уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям Педагог умеет подчеркнуть достоинства каждого ребенка и дать ему рекомендации, не унижая его человеческое достоинство Педагог использует доброжелательный недирективный тон речи и соответствующие возникшей педагогической ситуации речевые формулы, позволяющие ребенку почувствовать свою значимость Педагог создает ситуации эмоциональной отзывчивости, сопереживания, как в среде детей, так и в среде взрослых Педагог умеет сдерживать эмоции даже в сложных конфликтных ситуациях Педагог создает условия для самостоятельности детей Педагог часто выступает партнером по детской деятельности Педагог предоставляет детям достаточное количество ситуаций выбора Наличие локальных актов о принятии мер и организации мероприятий, направленных на улучшение психологопедагогических условий (документ должен содержать сведения о принимаемых мерах/проведенных мероприятиях, сведения о сроках реализации мер/мероприятий, об ответственных и об участниках) Всего показателей по параметру: 10 Среднее арифметическое значение по параметру: Уровни Показатель скорее не подтверждается - 1 Показатель скорее подтверждается -2 Показатель подтверждается - 3 Показатель подтверждается с превосходством - 4 24 КРИТЕРИЙ 4. КАЧЕСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ Анкета Уважаемые родители! Просим заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят нам оценить и повысить качество образования в детском саду. Надеемся на искренние ответы! (анкета анонимная) Показатели Уровни Показатель скорее не подтверждается - 1 Показатель скорее подтверждается -2 Показатель подтверждается - 3 Показатель подтверждается с превосходством - 4 ПАРАМЕТР 4.1 ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО Информацию о жизни детей в детском саду я получаю своевременно Информация о деятельности детского сада размещается в удобном для меня месте Я знаком с принципами образовательной деятельности нашего детского сада и поддерживаю их Я ознакомлен с образовательной программой детского сада и приоритетными направлениями развития детей. Я доволен, что официальный сайт детского сада содержит всю необходимую и доступную информацию по вопросам образования моего ребенка В любое время у меня возможность получения конкретного совета или рекомендации по вопросам развития и воспитания ребенка Я получаю в достаточной степени информирование о наиболее сложных периодах в развитии ребенка (кризис одного года, трех лет и т.п.) Я получаю информирование в достаточной степени о характере нарушений ребенка Всего показателей по параметру: 8 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 4.2 ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙПРОЦЕСС Я, как родитель, имею возможность совместного с сотрудниками детского сада обсуждения достижений и возникающих трудностей моего ребенка Детский сад работает в тесном сотрудничестве с родителями Я принимал участие в определении содержания образовательной программы детского сада (учитывалось мнение родителей о направлениях деятельности части Программы, наполняемой детским садом) У меня, как родителя, есть возможности участвовать в образовательной деятельности, режимных процессах, играх в группе 25 При постановке коррекционно-развивающих и социальных задач работы с моим ребенком учитывают мое мнение При подготовке и проведении праздников, развлечений узнаются мои предложения (при предварительном анкетировании) Планирование родительских собраний, клубов происходит по темам, которые заявили мы, родители. Учитывалось и мое мнение. Я имею возможность оставлять отзывы, пожелания, критические замечания различными способами (напр., с помощью «электронного опроса» через различные мессенджеры, сайт, открытые формы для голосования, «корзинки предложений») В детском саду разработан комплекс мероприятий, направленный на вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО (годовой план, перспективное планирование и др.) Я чувствую себя партнером детского сада в организации образовательной деятельности и воспитательного процесса Всего показателей по параметру: 10 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 4.3 УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДОО УСЛУГ Я доволен, что ребенок посещает детский сад с удовольствием Мне нравится, что сотрудники детского сада компетентны и прикладывают все усилия, чтобы мой ребенок хорошо развивался и получал разнообразный опыт Я вижу хорошие результаты развития моего ребенка в детском саду Я удовлетворен качеством и вариативностью бесплатных образовательных услуг, предоставляемых ДОО Я удовлетворен качеством и вариативностью услуг, оказываемых на платной основе (если таковые есть) Мне кажется, что педагогами детского сада сделано все возможное для коррекции и компенсации нарушений развития ребенка Я уверен в качестве питания в детском саду Мне нравится, что в детском саду учитываются интересы моего ребенка, поддерживают его инициативу Я доволен, что в детском саду созданы доброжелательные и вежливые взаимоотношения с родителями воспитанников Я уверен в безопасности моего ребенка в саду, созданы безопасные условия в группах и на территории. Это здорово Я наблюдаю, что деятельность группы и детского сада в целом совершенствуется с учетом мнения родителей Всего показателей по параметру: 11 Среднее арифметическое значение по параметру: Если хотите, добавьте любые комментарии о работе детского сада и возможных изменениях в ней. Благодарим за сотрудничество! 26 КРИТЕРИЙ 5. КАЧЕСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ Показатели Уровни Показатель скорее не подтверждается - 1 Показатель скорее подтверждается -2 Показатель подтверждается - 3 Показатель подтверждается с превосходством - 4 ПАРАМЕТР 5.1 СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Санитарно-гигиенические условия внутренних помещений ДОО соответствуют требованиям нормативных документов Санитарно-гигиенические условия прогулочных участков и территории ДОО соответствуют требованиям нормативных документов Предусмотрена систематическая деятельность в сфере гигиены и формирования культурно-гигиенических навыков, сохранению, укреплению здоровья воспитанников выстроенная с учетом потребностей и возможностей воспитанников, интегрированная во все формы образовательного процесса группы (алгоритм мытья рук, алгоритм одевания и др.) Рядом с местом активности детей размещены наглядные информационные материалы, фокусирующие внимание на культурно-гигиенических навыках Проводится системная работа по формированию здорового образа жизни (ежедневные планы воспитателя) Режим дня выстроен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и продолжительностью работы ДОО Медицинское обслуживание в ДОО осуществляется медицинскими работниками в течение всего времени пребывания детей Присутствует систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников (утренний фильтр) Наглядные информационные материалы, иллюстрирующие санитарно-гигиенические требования и материальнотехнические условия (инфостенды, памятки, наглядные инструкции в местах санитарно-гигиенической обработки) размещенные в открытом доступе Всего показателей по параметру: 9 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 5.2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ Групповое помещение соответствует требованиям безопасности (оборудование исправно и функционирует, пути эвакуации свободны и функционируют, мебель соответствует требованиям нормативных документов) Территория для прогулок на свежем воздухе соответствует требованиям безопасности (покрытие ровное, прогулочные веранды, оборудование для игр детей и ограждение участка целостны, зеленые насаждения соответствуют требованиям) Пространство для прогулок зонировано таким образом, чтобы младшие дети (3–4лет) не могли самопроизвольно использовать более сложное и опасное спортивно-игровое оборудование для старших детей (6–7 лет) 27 Предусмотрена работа с детьми по формированию безопасного поведения в ДОО Предусмотрен комплекс взаимосвязанных мер по обеспечению и контролю безопасности помещения и пр. Напр., предусмотрены фиксаторы створок окон и замки на окнах, предотвращающие случайное открытие окон детьми; установлена защита от защемления пальцев в дверях; установлены барьеры, предотвращающие падение ребенка с кровати, предусмотрена защита мебели от опрокидывания Всего показателей по параметру: 5 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 5.3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ В ДОО разработаны и утверждены локальные акты, регулирующие разнообразие и контроль качества питания (напр., положение о бракеражной комиссии, меню для детей с пищевой аллергией и пр.) Организация процесса питания детей соответствует нормативным документам Во время приема пищи детьми, психологическая атмосфера в группе доброжелательная, спокойная Предусмотрен индивидуальный подход к детям в режимных моментах (сон, отдых, релаксация, питания, прогулки и др.) Всего показателей по параметру: 4 Среднее арифметическое значение по параметру: КРИТЕРИЙ 6. КАЧЕСТВОУПРАВЛЕНИЯ В ДОО Показатели Уровни Показатель скорее не подтверждается - 1 Показатель скорее подтверждается -2 Показатель подтверждается - 3 Показатель подтверждается с превосходством - 4 ПАРАМЕТР 6.1 УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ Предусмотрена система планирования образовательной деятельности, обеспечивающая взаимосвязь различных процессов, описывающая цели деятельности, предоставляющая достаточную гибкость для выстраивания деятельности с учетом текущих потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников Методическая система ДОО обеспечивает открытость достижений педагогов, стимулирует их активность в распространении и освоении инновационного опыта (проводятся мероприятия по взаимообогащению опытом между сотрудниками своего коллектива и за его пределами) Педагогический коллектив своевременно информируется о проведении различных конкурсов профессионального мастерства 28 Осуществляется поддержка молодых специалистов (действующий локальный акт) Администрация ДОО своевременно реагирует на запросы о предоставлении необходимых ресурсов для выполнения трудовых функций (собеседование с коллективом) Администрация ДОО своевременно реагирует на предложения коллектива о совершенствовании качества своего труда (собеседование с коллективом) Стимулирующие выплаты рассчитываются открыто для всего коллектива на основе выполнения личных и коллективных показателей эффективности и являются предметом анализа и регулярного совершенствования Документация ведется систематически, в полном объеме (наличие протоколов общих родительских собраний, педсоветов и т.д.) Проводятся мероприятия на формирование и поддержку командного духа (командообразование) Имеется управленческий документ, содержащий сведения о принимаемых мерах/проведенных мероприятиях, сведения о сроках реализации мер/мероприятий, об ответственных и об участниках по устранению выявленных в ходе проведения анализа дефицитов и лучших практик по критериям РСМК ДО, подписанная программа проведения мероприятия, подписанный протокол проведения мероприятия. Всего показателей по параметру: 10 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 6.2 ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА Наличие внутренней системы оценки качества (ВСОКО) ДОО (действующий локальных акт) Присутствует корреляция целей и задач ООП ДО и целей и задач ВСОКО Анализ результатов и обсуждение с коллективом основных маркеров качества за определенный период (отчет, аналитическая справка – анализ, собеседование с педагогами, рекомендации и пр.) Педагоги анализируют самостоятельно качество своей работы, определяют сильные стороны и стороны, требующие совершенствования, риски и точки роста в сфере развития качества педагогической работы с опорой на показатели ВСОКО (заполнение оценочных карт, анкетирование) Оформление управленческих решений по внесению намеченных корректив, нацеленных на повышение качества, в отдельный документ (приказ) По результатам процедур ВСОКО всем участникам дается обратная связь в устном и/или письменном виде (собеседование с педагогами/аналитическая справка, рекомендации пр.) Наличие во ВСОКО параметра: Реализуется социальное партнерство (договор о сотрудничестве) Наличие во ВСОКО параметра: Эффективность реализации рабочей программы воспитания Наличие рекомендаций по использованию успешных практик, выявленных в ходе анализа, позволяющие достичь более высоких результатов Наличие управленческих решений документ должен содержать сведения о принимаемых управленческих решениях (в том числе о поощрении), сведения о сроках реализации управленческих решений, об ответственных и об участниках 29 Всего показателей по параметру: 10 Среднее арифметическое значение по параметру: ПАРАМЕТР 6.3 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОО Наличие программы развития в ДОО Программа содержит стратегию развития ДОО в долгосрочном периоде (не менее 3 лет) Программа развития построена на основе результатов внутренней оценки качества образования ДОО, наблюдается внесение корректировок в Программу развития по результатам ВСОКО (действующий локальный акт) Программа развития содержит перспективный план повышения качества образования в ДОО Для совершенствования деятельности по качеству реализации ключевых направлений (процессов) планируются и внедряются изменения, инновации, открываются новые направления деятельности В Программе развития предусмотрены меры и мероприятия, планируемые с целью улучшения качества образования, на ближайший год с указанием сроков их реализации и ответственными лицами (Программа содержит план мероприятий по развитию ДОО с указанием сроков их реализации) Для разработки Программы развития в ДОО формируется рабочая группа из сотрудников ДОО Для разработки Программы развития собираются и анализируются пожелания родительской общественности Программа содержит разделы, связанные с развитием профессиональных компетенций сотрудников ДОО в долгосрочном периоде) Программа включает планы по внедрению инновационных аспектов в деятельность ДОО Всего показателей по параметру: 10 Среднее арифметическое значение по параметру: 30 Сводная таблица КРИТЕРИЙ 1 Параметр 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 КРИТЕРИЙ 3 Параметр 3.1 3.2 3.3 КРИТЕРИЙ 5 Параметр 5.1 5.2 5.3 Среднее арифметическое значение Среднее арифметическое значение Среднее арифметическое значение КРИТЕРИЙ 2 Параметр 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 КРИТЕРИЙ 4 Параметр 4.1 4.2 4.3 КРИТЕРИЙ 6 Параметр 6.1 6.2 6.3 Среднее арифметическое значение Среднее арифметическое значение Среднее арифметическое значение